Лучшие практики дополнительного образования детей: региональный конкурс завершен
В современной ситуации вариативности дополнительного образования важным шагом является выстраивание единого поля образовательных практик. Лучшие практики дополнительного образования детей – это апробированный универсальный профессиональный опыт, направленный на совершенствование образовательного процесса и дающий стабильно высокий результат в реализации целей и задач современной образовательной политики в области дополнительного образования детей.
Созданию единого методического пространства практик дополнительного образования региона и был призван региональный проект «Открытый конкурс по выявлению лучших практик дополнительного образования детей», который завершился в сентябре.
В Конкурсе приняли участие более 330 педагогических работников из 58 образовательных организаций 29 муниципальных образований области и г. Нижний Тагил Свердловской области. В 7 номинациях конкурса представлено около 280 работ.
Дополнительная общеобразовательная программа – базовый элемент системы дополнительного образования, основной документ образовательной организации и педагога. Поэтому закономерно, что по этим номинациям было заявлено наибольшее количество материалов.
Программы реалистичны; удовлетворяют образовательные потребности и интересы обучающихся и их родителей. Программы ориентированы на получение системы знаний о природе, обществе, технике, творчестве; на приобретение социального опыта, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к себе и действительности. Направлены на формирование и развитие творческих способностей, общей культуры обучающихся; обеспечивают нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое воспитание; нацелены на профессиональное самоопределение. В программах предполагается достижение личностных и метапредметных результатов.
Интересны и разнообразны по тематике и содержанию поступившие на Конкурс образовательные проекты. Это социально-значимые проекты (гражданско-патриотические, экологические, историко-краеведческие), педагогические (методико-воспитательные, организация работы с родителями, направленные на содействие развитию детей с ОВЗ; проекты по разработке различных программ, массовых мероприятий), управленческие (работа с педкадрами, развитие образовательного учреждения) и др. В них решаются актуальные задачи для системы дополнительного образования, или муниципалитета, или учреждения; используются новые или усовершенствуются известные методики, технологии, формы.
Представленные практики тиражируемы и могут быть использованы в различных образовательных организациях.
Победителями Открытого конкурса по выявлению лучших практик дополнительного образования детей признаны:
1) Цветкова Людмила Геннадьевна, педагог дополнительного образования МБУДО ДТ «Октябрьский» г. Новосибирска (номинация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа»; ДООП «Обучение игре в шахматы»);
2) Шкаранда Снежана Сергеевна, педагог дополнительного образования МБУДО Центр «Юность», с/п Муниципальный подростковый клуб «Ритм» г. Новосибирска (номинация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа»; ДООРП спортивной секции «Фитнес-MIX»);
3) Коллектив педагогов МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия» г. Новосибирска (Андросова Юлия Анатольевна, Верясова Елена Николаевна, Худякова Наталья Валентиновна) (номинация «Дополнительная образовательная программа по организации летнего отдыха»; ДОП «Soft Skills для Инженеров будущего, увлекающихся научно-техническим творчеством»;
4) Грибоедова Наталья Геннадьевна, Мишенин Андрей Иванович, учителя МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирска (номинация «Мастер-класс»; мастер-класс «Кормушки для птиц»: интеграция образовательных областей через метод проектов»);
5) Коллектив педагогов МКУ ДО-ДДТ «Мастер» Новосибирского района (Колдина Юлия Павловна, Бикейкин Владимир Николаевич, Соколова Татьяна Сергеевна, Быкова Евгения Сергеевна) (номинация «Различные образовательные проекты»; проект «Люблю Россию, знаю всё о ней…» (интеллектуальные игры).
Конкурс позволил не только выявить лучшие практики, но и создать образовательную карту региона, которая станет механизмом взаимодействия между различными субъектами пространства дополнительного образования.